Пост про секс ожидаемо закончил тостом "за любовь", подчеркнув, что понятия совсем разные, хоть и не враждебные. Любовь разная даже в пределах одной диады. В самом деле, в свои десять месяцев я любил мать безоговорочно и бессловесно, в десять лет - упрямо и уже в чем-то стесняясь нежности, в двадцать - как важного советчика и безусловного союзника. Теперь, когда ее давно уж с нами нет, люблю совсем иначе, но люблю.
Я люблю свою сестру как сестру, я люблю своего друга как друга. Люблю свою Родину как верный сын Отечества, и хотя употребляю здесь метафору "сын", любовь к Родине и любовь к матери - разные, как и равно сыновняя любовь к отцу и матери не совпадают. Неужто все это - тяга к инцесту да гомосексуальность латентная, Эдипы с Электрами древния? Еще раз повторю: Фрейд великий психолог, но дорог нам совсем не за вотэтовсё(тм).
Нет, дорогие мои и любимые, не всё так просто и банально-вульгарно. В природе нет простых решений, и вместе с тем она проста и понятна. Тут мое коренное несогласие с постулатом о непостижимости Бога. Я выбираю иной постулат: Бог есть любовь, и славить Бога (по мне) это значит любить и Его, и всякое творение Его. Но каждому - своя любовь. Каждому - по вере его, и все пути ведут к Богу. Не нравится слово "Бог" - ради Бога, пусть будет Кастанедовский путь сердца. Про Кастанеду непременно еще поговорим, сводить его идеи к употреблению "даров природы" столь же преступно, сколь уподоблять всякую любовь лишь половому влечению.
Я люблю и врагов своих, ибо помогают мне совершенствоваться и укрепляться в вере. И что, опять секс во все места? Я ничего не говорю, насилие над поверженным врагом бывает и сексуальным, тот же воспетый гомосексуализм как проявление доминантности у хищников и прочих обезьянов - есть, что отражается в тех же тюремных отношениях. Про этологию и зоопсихологию еще поговорим. Но разве войны ведутся за право поиметь противника? Не жен-дочерей его, а так-таки его самого? Или, может, в тюрьму специально стремятся попасть, чтобы наконец оторваться по полной на "петухах" и прочих "опущенных"? Наконец - во всех перечисленных случаях - при чем здесь любовь?!
Важно любить и самого себя (вспомним гениальный мультик про чертенка №13). Но это ведь не только сатира и не коммунистическая пропаганда коллективизма. Известнейшую (по мне - так и вовсе центральную) заповедь "возлюби ближнего, как себя самого" можно ведь трактовать и так, что всякая любовь начинается с себя, и себя любить тоже надо, пусть и будучи готовым пожертвовать собой ради ближнего. Стоит ли опять поминать сексуальную трактовку любви к себе как примитивной мастурбации?
И вновь: мастурбация - древнейшая практика, я не представляю, как можно без нее обойтись. По сей день случается грешить онанизмом. Что поделать, не сублимацией единой… Кстати, творческие излияния неслучайно уподобляют извержению семени, а само слово "концепция", как известно, однокоренное с "контрацепцией". Про Аристотеля и сперматический логос, равно как и про связь обоих с христианством, еще, Бог даст, поговорим.
А оставаясь в рамках учения Фрейда, могу лишь заметить, что даже если творчество рассматривать как "писькомерство", это уже лучше "высеров" и "причмокиваний". Фаллическая стадия вырастает из анальной, а та - из оральной. А на высшей стадии - генитальной - как раз и получаем распространение концепций и оплодотворение материи идеями. Не дурак был старый еврей, я отдаю ему должное.
И чтобы закончить наконец с фрейдизмом (ха-ха, закончил он, ха-ха, ты еще скажи - кончил, ха-ха): В письме Бинсвангеру (этот деятель достоин отдельного разбора, может, и дорастем вместе) Фрейд заметил: "Я остановился лишь на первом этаже и подвале всего здания". И вот за это признание я всё готов простить ему!
А мы все же про любовь. Когда поступал в МГУ (не на психфак в 2010, что увенчалось дипломом, а на физфак в 2000, что ничем толком не увенчалось, хоть и было полезным), писал сочинение ни много ни мало на тему любви в отечественной классике. Резюмировал работу тем, что верю в любовь Булгакова. Получил "четверку", ну для технаря это и хорошо. Любовь воспевали многие великие поэты, даже трудно выбрать заключительную цитату. Остановлюсь на гениальном Семеныче:
Я люблю - и значит, я живу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий