вторник, 6 июля 2021 г.

Про музыку

Известен известный тезис: хочешь поссорить спаянную группу - набрось про политику, баб и музыку. В некоторых вариантах бабы меняются на родственную им кухню и конкурирующее с ними (и находящееся в сложных отношениях с кухней) бухло, а политика подменяется военным делом или иной технократической техникой, но музыкальные пристрастия остаются важным поводом для разногласий всегда!

Не избежим сего и мы. Политоты было и будет изрядно, про баб до обидного мало, даже про ЛГБТ по статистике было больше (совпадение? Не дождетесь, я не из этих, хотя кому удавалось полностью отбрехаться от подозрений в гомосексуальности? Тут же ни официальная женитьба не спасет, ни хоть какие ДНК с гаплогруппами). Про музыку и вовсе упоминалось лишь вскользь в теме про Гагарина. Спешу исправить досадное недоразумение. Итак, продолжаем расчехляться! Вам не понравится.

Счастливое советское детство и противоречивые школьные годы пока опустим. Серьезное увлечение музыкой началось лет в 17, причем начал я не совсем традиционно - с Queen. Уловили игру слов, черти? Да, великий Фредди был геем, но как и не менее великого Чайковского, "любим мы его не только за это". Про Queen кто только не писал, и все заслуженно. Фильм недавний, кстати, вполне норм, не жалею, что посмотрел. Но мы идем дальше.

Конец девяностых для меня - это в первую очередь Metallica. Кой-чего оттуда переслушиваю до сих пор. Именно с тех пор я записной металлюга, пусть и сменивший самые разные стили и направления.

К металу относят и Haggard, которые чуть ли не целый оркестр на сцену выводят, и Shadow Gallery, досконально вылизывающих каждую из полутора миллиардов нот и переливов в каждой композиции. В той или иной степени среди металлистов отметились и готы во главе с великолепным Тило, и всякие думеры да блэкушники (несть числа им), и утонченный Estatic Fear. Ненавижу всякого рода топы-чарты, но именно эту команду выделю особо, если "под дулом пистолета" нужно будет кого-то одного выбрать. При том все упомянутые - по сей день в моем плейлисте.

Совсем-совсем всех, понятно, перечислить и достойно упомнить нет никакой возможности, играем по-крупному, отмечаем основные вехи. И среди таких - конечно, Therion. Да, симфометал далеко не всем по вкусу, а уж конкретно шведов из Therion обвиняли "в лучшем случае" в сатанизме. Ну, про грехи и их прародителя уж говорено. Так или иначе, мне вполне зашло и продолжает заходить. Гитары, ударные, правильный женский вокал… все наши, как говорится. Ну и пафос бескрайний! Помню, мой друг, получив в подарок альбом Theli (1996) - тогда еще в ходу были компакт-диски - после прослушивания заметил: "Эту музыку я велю исполнять, когда удастся победить всех моих врагов". Лучше не скажешь!

Женский вокал в метале ценю по сей день. Сладкоголосых див немало, отдельно отмечу незаслуженно (на мой взгляд) попавшую в относительную тень Вибеке (высоко ценю Tristania, новый ее проект пока не слушал, но возлагаю надежды). Однако к наиболее известным относятся две блестящие вокалистки из солнечных Нидерландов. Флор и Симона. Их часто сравнивают и даже противопоставлять как-то пытаются. Мне Симона "как человек" симпатичнее, но Флор вместе с тем - мощя мощнявая, валькирия как есть. Слежу за ней, конечно, еще с After Forever.

Так. А кто дружит (без этих ваших сексуальных подтекстов) и с Флор, и с Симоной? Кто сумел даже объединить их в одном проекте (вышло, к слову, отменно)? Да, это он, живая легенда прога - дядька Арьен. Ayreon и Ambeon, Star One и Guilt Machine, Stream of Passion и The Gentle Storm, опять и вновь Ayreon - это всё он. Привлекает лучших исполнителей современности, великолепно аранжирует, подбирает весьма любопытные тексты. Да и чисто как соло-гитарист Арьен, может, и не столь виртуозен, как мой любимчик Buckethead или трагической судьбы вундеркинд Джейсон Беккер, но многим молодым и старым даст прикурить! Он мой давний кумир. Можно сказать, что путь к моему сердцу лежит через музыку Арьена.

Слышу заслуженные упреки: Вамнепон, ты ли не ватен, ты ли не патриотичен? Наши-то, наши когда будут? Слушаю и повинуюсь, переходим к нашим. Кстати, на лично мною посещенном концерте Therion в Москве заезжие артисты очень бодро на электрогитарах исполнили советский-российский гимн, народ рукоплескал. Но не гимном единым мы едины.

Во-первых, в пресловутом метале наши нет-нет да проклевываются. Другое дело, что их никто не знает. Но - есть! Поют, правда, почти всегда на английском, ну и ладно. Отмечу команду Forest Stream. Всё умеют, всё правильно делают, молодцы, в плейлисте моем на видном месте. Далее, классических русских композиторов уважал и уважаю (те же Therion фанатеют от Рахманинова), но про классику будет дальше. К советской эстраде относился и отношусь прохладно (приятные исключения, конечно, есть), ну а российская попса - извините, мимо. Русский рок, случалось, попадал "в жилу", но в целом - без восторгов. Увы, я весьма далек от народа, каюсь.

Какое-то время назад даже смотрел-слушал шоу Голос.Дети в попытке стать ближе к народу. Взрослый Голос тоже пробовал, но там как-то грустно показалось, хотя… Подопечный советского еврея Градского лезгин Селим с голосом азербайджанца Магомаева, исполняющий в косухе под аккомпанемент бубна нетленку корейского питерца Цоя про чай на столе, - это подлинный триумф интернационализма. Собственно, Селим в том сезоне и победил (обойдя в интернациональном финале русского, чеха и китаянку).

Но - все же дети. Та же Яся ту же Кукушку пела, как умела, пусть не по-Гагарински мощно, но без фальши и прикрас. Форум Первого Канала по теме проекта читал-писал, причем был там довольно известен (под псевдонимом, понятно). Так, а кто у нас в числе наиболее известных персон на шоу Голос.Дети? Нагиев ярок, но поет, скажем так, "на любителя". Меладзе (кто там из них певчий) поет неплохо, а пиарится еще лучше. Ну, а из прекрасного полу?

Конечно, Пелагея. Ой-ей! Любо, братцы, любо! Публика на форуме преимущественно женская, и такого там начитался-наслушался в духе мифической женской солидарности, мама не горюй! Разумеется, особо острые баталии развернулись во время скандально известного сезона, когда вместе с Пелагеей в тренерах ходила Светлана Лобода. Лободу, кстати, до того времени не знал от слова "вообще". Говорю же, страшно был далек от народа. Так вот, наворотили форумчанки - стыдно цитировать даже мне даже тут. Воистину, не бывать двум хозяйкам на кухне. Между тем номера Лобода (либо ее команда) ставила вполне крепкие, детишки выступали под ее началом с энтузиазмом, вела себя относительно пристойно (чай, не Шнуров) и в целом заслужила от меня "зачет" как тренер. А с творчеством ее эстрадным я как не был знаком, так и остался.

А уж Пелагею склоняли на все лады: и пластику всех частей лица и тела приписывали, и про мужа-хоккеиста говорили всякое… Я человек простой, конспирологией интересуюсь, но вот сплетни решительно не одобряю, по мне так Телегины - отличная пара. Героев Пхёнчхана уже хвалил раньше, но и Пелагея не отстает. Поет на мой невзыскательный хорошо, пусть не Мария Каллас, ну так ведь и не современные идолы эстрады (постыжусь даже поминать, неча их пиарить). Женская красота - чуть ли не самая субъективная вещь, но мне - очень даже. Хотя в скрепном детстве сибирячка Поля мне нравилась больше (кстати, где тут в педофилы записывают). Ну, "про баб" еще поговорим, честно-честно, родные-любимые!

Что же сейчас и что дальше? Не так давно приобрел связку "персонального аудио": плеер плюс наушники. Конечно, модели-названия я приводить постесняюсь, а настоящие аудиофилы даже хмыкнуть поленятся, но все же: это не эйрподзы, и источник вовсе не айфон. Стало сильно лучше, вот честно! Далеко не всему, что говорят помянутые аудиофилы, можно и нужно верить, но по крайней мере до какого-то уровня затраты на звук ощутимо окупаются. Переслушал массу актуальной и позабытой фонотеки, нашел и подметил массу интересных нюансов. Встал вопрос о дальнейшем росте.

Не изменяя металу и прочим юношеским пристрастиям, очень хочу дорасти до классики. Ведь столь любая мне пафосность того же симфометала - лишь отражение подлинного великолепия Вагнера, Баха, Моцарта… И в юности, и в молодости, и во внезапно надвинувшейся зрелости не раз пытался постичь истинную силу классической музыки. Пока заходы не очень заходят, но я верю!

А классической для моего блога конспирологии на сей раз не будет. Ну разве что… Бог, творя мир, по одной версии - был движим голодом, по другой - скукой. Есть сложные древние концепции о том, что Бог, творя мир, приносил жертву (непонятно кому, выходит, что самому себе). Ну да всевозможных религиозных концепций море, и они стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой Бог, творя мир, музицировал! Отсюда и весьма популярные утверждения о так называемой "ритмической" или "вибрационной" природе Вселенной.

На фундаментальное родство музыки и математики указывали и Веды, и Пифагор. Неспроста гармония - как музыкальный, так и математический термин. Многие (если не все) великие философы были либо неплохими музыкантами, либо тонкими ценителями музыкальных чудес. Отметился здесь, как говорил Блок, "и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений". Ницше не люблю (хотя отдаю ему должное), но закончу тем не менее его цитатой:

Без музыки жизнь была бы ошибкой!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

SibGameJam

Экспресс-отчет о прошедшем джеме. С пылу с жару и (you guessed it) вам не понравится. Некоторое время назад товарищ по Школе 21 прислал ссы...