вторник, 17 августа 2021 г.

Пушкинская школа

Совсем не упоминал такой факт своей биографии. В 2004 году, уже будучи успешным преподавателем физики (подвизался и репетитором, но в основном работал с группой - мел-доска, лекции-семинары, зачеты-экзамены, вот это всё), я некоторое время проработал в общеобразовательной школе имени Пушкина. Расположена школа на той же станции метро Бауманская, красивое здание из красного кирпича.

Позиция: главным образом подменял учителя информатики (тот был человеком военным - случалось отбывать на сборы и прочее), плюс мне накинули какую-то ставку информационного специалиста или не помню как это называлось. Короче, был у меня под началом целый компьютерный класс с неплохой техникой и подсобная каморка с неплохой библиотекой. В каморку полагалось на ночь уносить демонстрационный проектор. Такие тогда стоили сумасшедших денег, с учительской зарплаты вовек не расплатишься, пусть я и не был формально материально ответственным.

Детишки крайне способные. Мне как занятому информатикой достались как раз 10-11 классы, прекрасно мне знакомые по семилетнему на тот момент стажу преподавателя физики. Конечно, Пушкинский уклон школы сказывался. Ребята постоянно отлучались то на вылазки-симпозиумы, то на прослушивания-репетиции. Кстати, был на премьере школьной самодеятельности - молодцы! И "Сон в летнюю ночь" с головой осла и хором эльфов натурально вышел, и "Горе от ума", начинавшееся ни много ни мало под вступительные аккорды Time бессмертных Pink Floyd - каково?

И вот в один из дней, когда почти весь наличный состав отбыл на репетиции, случился поворотный момент. На уроке у меня осталось ровно два человека. Возможно, самых непутевых в театрально-Пушкинском смысле. Разумеется, они рассчитывали, что я их отпущу по-тихому, но это они меня плохо знали еще. Я невозмутимо повел урок, причем успешно воспользовался невольно сконцентрированным вниманием до предела поредевшей аудитории. И - свершилось! Не раз и не два и до, и после этого я говорил, что готов вести занятие, пока меня слышат и понимают хотя бы два человека в классе. Необходимо и достаточно! Ребята, удивляясь сами себе, заинтересовались-таки программированием (почему бы и нет, великая вещь же).

Потом закоперщики и остальных мало-помалу подтянули. Я разработал индивидуальный график, каждому по его силам и интересам дал задачку на программирование. Баловались мы во ту пору Visual Basic. А что? Быстро-просто-наглядно. И формочку слепил сам, и кодовую обвязку наклепал, школьнику самое оно. Сишарп тогда уже был, но все же он посложнее.

Конечно, бывало всякое. Голос не повышал, но случалось быть строгим. Молодежь в долгу не оставалась, троллили меня, как умели (к чести ребят - никогда не затрагивали ни внешность, ни дикцию). Ну да куда им супротив Вамнепона, я уже тогда немало собак съел на самых зубастых троллях, со всеми подружился в итоге.

За одной из бывших учениц слежу до сих пор. Не-не, не подумайте чего архетипического, просто очень интересный, талантливый и даже одаренный человек. Уже тогда писала толковые стихи, спорила со мной и другими учителями по поводу тонкостей родного языка. Позднее сменила фамилию и даже имя на еврейские, жила одно время на исторической Родине, сейчас вроде бы в Москве, растит умницу-дочку. Да, а мне как-то раз посоветовала работать "восхищатором общественности" (-:

Корпоративный дух - в порядке. Кормили обедами, приглашали на мероприятия. Помню, я там напился до того, что впервые в жизни полез в караоке. Исполнял, правда, более чем достойную Soldier of Fortune бессмертных дипперплов. А на обратном пути в метро и вовсе блевать пришлось, стыдно до сих пор. После этого долгое время воздерживался.

Почему ушел - не знаю. Тогда вроде знал, сейчас - не знаю. Да, платили мало, но я тогда был особо без потребностей. Помню, школьную ту зарплату потратил на роскошные книжки правил по DnD, до сих пор храню и пересматриваю. С учениками, как говорил выше, отлично складывалось, персонал и вовсе меня боготворил, а если и журил, так это за отсутствие требуемой всесильности.

В самом деле: представьте классическую учительницу, тетеньку или скорее бабушку, педагога от Бога, возможно даже заслуженного учителя. С техникой, понятно, не то что не на "ты", а скорее на "ваше величество". И тут я - такой молодой и красивый. За пять минут верстаю, скажем, бланки поздравительных грамот. Причем (всегда ненавидел вот эти ваши ученикацы) сразу в двух вариантах, да еще с прифотошопленными сюжетами из Евгения Онегина согласно гендеру (уже не помню, кому что).

Всесилен, воистину всесилен! А потом я вдруг отказываюсь сделать уже не помню что под предлогом "технической неосуществимости". Ясно же - обленился, зазнался, воспочил на лаврах. Любовь строга и требовательна. Но она же и всепрощающа.

И всё же - ушел, от силы пару месяцев продержался. В школе вообще задерживаются лишь избранные. И таковым я на тот момент не стал. Ни о чем не жалею, но вспоминаю те недолгие недели с теплотой. Это отличный опыт, обогативший меня и как преподавателя, и как будущего психолога, ну и программисту что-то перепало, учился вместе с учениками, как полагается. Пушкин, само собой, наше всё. И до, и после тех событий любил и люблю его отчаянно.

И долго буду тем любезен я народу…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

SibGameJam

Экспресс-отчет о прошедшем джеме. С пылу с жару и (you guessed it) вам не понравится. Некоторое время назад товарищ по Школе 21 прислал ссы...