понедельник, 4 октября 2021 г.

Госы и диплом

Просят рассказать про госы в МГУ. Авек-плезир, пять лет прошло, а как будто вчера. Вам не понравится, но баек про списывание в туалете, отъём айфонов и позорное выгоняние не будет. Наверное, оно было и в наш год, но я не обратил внимания. Я законопослушен насколько возможно, списывал один раз за всю учебу (с чужой шпаргалки - меня спасла Нина - и вообще это была физиология сенсорных систем), да и возраст... Короче, про другое будет. 

Госы проходили в трех частях: компьютерное тестирование, письменный и устный экзамены. Ну, с тестами проблем никаких не имел издревле. Еще когда жена готовилась к своим госам (а я как раз был на первом курсе), прошел в шутку пробный вариант и успешно заработал четверку. И воспоследовавшие пять лет даром не прошли, балл вышел в районе максимального.

Впрочем, без казусов не обошлось: нам прислали в секретном письме секретный код для доступа к сеансу. И! Мой код из семи цифр полностью (полностью - включая порядок цифр) совпал с номером моего мобильника, причем не текущего, а прошлого, который я и забыл бы напрочь, если бы не. Ну о чем вы говорите…

С письменной частью тоже никаких проблем. Достался вопрос: "Психофизиология восприятия". Смеетесь, что ли? Да это докторская, да еще на нелюбимую тему. Короче, сдал пустой лист и ни разу не мучился на этот счет угрызениями совести. Кесарю кесарево, а Вамнепону - не понравится.

Зато развернулся на устной части. Тема: "Гендерные аспекты информационных технологий". На обоих спецкурсах (гендерная психология и психология ИТ) я удивлял всех однокурсников (случалось - и преподавателей). Вспомнили, что средний возраст играющих в компьютерные игры мальчиков 30+, а девочек - чуть выше. Улыбнулись фразе преподавателя упомянутого спецкурса ИТ-психологии: "секс-чаты для кого-то несут развлекательную функцию, а для кого-то и просветительскую". Это абсолютно в русле отечественной психологии! Без анализа мотивов, по одному лишь поведению нельзя достоверно судить о феномене! Поговорили и о моем дипломе. Я поставил крест на перспективах голосового набора: медленно. Вот нейроинтерфейс - дело другое.

В сухом остатке - заслуженная четверка. Я не в претензии. Я и дипломную работу на четыре защитил. А с мечтами о красном дипломе я распрощался ровно на первом экзамене первого семестра, схватив тройку по анатомии ЦНС. Без шанса на пересдачу, дальше будет видно почему.

Помню, Вячеслав Андреевич, проставляя мне "отлично" за введение в психологию, заметил эту тройку и улыбнулся: "нашел, чем удивить… мозг - он же такой маленький, что там можно не знать?" Он, конечно, знал, что говорил, они эту тему с самим Лурией от корки до корки, что называется, подняли. Но судите сами, друзья: на том самом экзамене по анатомии мне достался лаконичнейший вопрос. Два слова. "Нервная ткань". Вынь да положь! Да это не то что докторская, это тема исследований целой научной школы на поколения вперед!

А в устной части потребовали что-то нарисовать в мозге (или на мозге, или из мозгов)… Нет и нет! Никогда Вамнепон не рисовал ничего мозгомерзкого. Ни на этом экзамене, ни на воспоследовавших. Терпел, соглашался на двойки и тройки, плакал и снова терпел. Мозг - он не для этого! Мой, во всяком случае.

А вот шутить про neuroscience буду! Вот скажем: правильная транскрипция - нюросайнс. То есть наука Нюры. Названа, очевидно, в честь Анны Болейн. Тогда она еще не была негром. Не-не, я не расист, у негров с мозгами всё в порядке, средний объем даже чуть больше (как и средний размер члена). Тут ведь как распорядиться богатством природным. И мы вновь возвращаемся к главному принципу отечественной психологии: культурно приобретенное превалирует над генетически заданным.

Так в чем сила, Вамнепон? В деньгах нет настоящей силы, в Боге не все видят правду… А что скажет тыжпсихология? Фрейд - понятно, весело, но наскучило. Гуманисты - само собой, главнее всего человек, но ничего ж конкретного? Нюросайнс говорит - мозг всему голова. Тоже правы, они всегда правы, но тоже не ответ, мозг есть, а делать-то с ним чего? И вот у когнитивистов находим интересный конструкт.

Активный объем сознания, рабочая память, фокус внимания… Это всё не одно и то же, но весьма близко. Как измерить силу-величину этого ресурса? Во все учебники вошла формула "7 плюс-минус 2" попугая. Спорить глупо, но это было получено в лабораторных условиях, а часто - на подготовленных испытуемых. В жизни всё куда скромнее. Я как специалист дам такую оценку: 4,5 плюс-минус 1,5. То есть выходит от 3 до 6 попугаев. Меньше трех - явная патология: последствия травмы или еще чего. Больше шести я не знаю никого, не только из испытуемых дипломных, а - вообще. Легенды, конечно, приписывают иным носителям и 10, и даже 12 единиц рабочей памяти, но на то они и легенды.

У меня набралось около 4 попугаев. Да, тут не отличился Вамнепон, но объем рабочей памяти - не единственный критерий когнитивной успешности. Да у меня про это (помимо прочего) диплом. Да, я схалтурил. Да, когнитивная психология мне не близка ни тогда, ни сейчас. Но защититься по чему-нибудь экзистенциально-бытийному это нетривиально, там с экспериментальной частью швах, а в когнитивке, да еще у такого сильного специалиста, как мой научник - раз плюнуть. Вот я и пошел по пути наименьшего сопротивления. Стыдно, повторюсь, стыдно будет всегда. Но диплом-то вот, пожалуйста, честного зеленого цвета. А онтология психологии никуда не денется.

Вот характерный тест N-Back. Спойлер: это чуть-чуть похоже на один из вступительных тестов в Школу 21. Пройдите при случае, там недолго, это вам не MMPI заполнять. Если стабильно покажете результат выше пяти - с полки пирожок, с Вамнепона лайк, вас ждет блестящее будущее почти в любой отрасли - от повара до авиадиспетчера.

Идут споры: можно ли преодолеть природные ограничения этих 7 плюс-минус 2 или сколько ни есть. Есть серьезные аргументы в обе стороны, приводить их не будем сегодня. Я разделяю точку зрения своего научного руководителя: природные ограничения снять невозможно, но! Можно путем тренировок или еще как уменьшать влияние отвлекающих факторов.

Вот вам, например, Бог послал семь единиц рабочей памяти (РП). Вы вприпрыжку несетесь по эскалатору метро, уткнувшись в любимый айфон (диплом, напомню, именно по юзабилити смартфонов). Ну и листаете любимый бложек Вамнепона. Но то эскалатор вдруг закончится (минус поинт - надо не споткнуться), то траффик засосёт (минус еще поинт - следим за пассажирами), то зазвонит кто не вовремя (хошь не хошь - не принять вызов так отвлечься надо)… Так по кусочкам и растерялись все ресурсы РП, и даже бложек никак не нравится и не запоминается, а тут еще экран маленький, да рукой непонятно какой держать…

А Вамнепон со своими четырьмя попугаями сидит в это время дома за любимым макбуком. И тоже листает тот же бложек (я свой самый верный читатель, остальные блоги мне совсем уж явно не нравятся). Тепло и сухо, никто никуда не едет, айфон выключен, телеграм игнорируется усилием воли. И знаете - четырех единиц с лихвой на всё хватает. И печатаю без ошибок (слепой набор тоже важен, о чем было в дипломе), и помню, на какой вкладке что открыто, и что в буфер обмена положено, и так далее. В чем-то близко Кастанедовской идее: увеличить запас энергии нельзя, но можно меньше тратить.

На все описанные пункты есть серьезные научные работы. Ссылок не даю, такая традиция блога. Как уже говорил, от официальной науки меня отвратила, помимо прочего, необходимость 90+% времени расставлять источники и нумеровать ссылки. Это не моё.

Вот Борис Борисович правила игры принял и преуспел. Про авиадиспетчеров у него была важная работа. Выводы неутешительные: больше половины наличного состава решительно переутомлены и не справляются. Мир (доковидных) авиаперевозок держится на железной воле и честном слове.

Не то чтобы мой диплом был хоть чем-то хорош. Как выразился завкафедрой, присутствовавший на защите: "Работа, конечно, на два с плюсом. Но защищался с душой, а мы же психологи, мы же душеведы… Поэтому четыре". Мой рецензент (кстати, это Вероника Валерьевна, у нас же деревня) против четверки не возражала, говорила что-то на тему того, что боится того, что мы подстраиваемся под возможности машин, а не наоборот.

Другой рецензент, сильный специалист с кафедры труда, была жестче: По пунктам критиковать бесполезно, но и тройку ставить не за что. Я вижу, он "свой", хоть и не "наш", поэтому пусть будет четыре. Но "особым мнением" - тройка с семь плюс-минус двумя минусами.

Сам научрук молчал. Не то чтобы ему было стыдно, он молчун и вообще не про это. А вот мне стыдно до сих пор. Простите, Борис Борисович! То есть Вы-то простите, я знаю, но я вот как-то не могу себя простить до сих пор. Я никогда не хотел красный диплом, но - стыдно.

К тому же мне не повезло. Защищался после двух краснодипломниц. Сначала блистала Алёна (это вообще надежда нашей психологии). Работа была про намеренное забывание, это круто. Надя умеет так делать в трансе, хотя диплом свой у той же Нурковой писала чуть про другое. Алёна топчик.

А после Алёны и как раз до меня - тихоня Юля с кафедры психофизиологии. Тихоня или не тихоня, а тут проснулись все (все, хотя так не бывает, кто-то должен быть на стрёме и в дрёме). И было с чего: диплом Юли посвящен анализу "речи" обезьян и речи людей, выражающих всякие эмоции. У-у-у… 

Не, когда были томные студенточки типа "Нууу, неееет", это все еще зевали, уж этого-то гуталина на психфаке… Но! Юля же не поленилась в Сухумский питомник наведаться. О-о-о, ребяты! Вот там такие томные студенточки! Повторюсь - не устоял никто! Ясен-красен, Юля рубит и в четырехмерной этой вашей сфере, и вообще она отличница-тихоня, но это понятно… Короче, Алёна топчик общей кафедры, но и Юлин диплом краснее красных частей обитателей Сухумского питомника.

На таком фоне как-то не сработала моя рабочая память. Впрочем, ачивку я-таки словил. Защищался в первых рядах (что для меня уже ачивка, я же ни одной сессии в срок не сдал, включая последнюю - как к госам допустили, не помню). И поэтому наш куратор Александра Михайловна (тезка же двойная) тут же написала у нас в группе:

- Главное - не пытайтесь побить-повторить рекорд Саши по объему диплома.
- Так уж много? Ну он мастер слова, ему наверное непросто в 100 страниц уложиться.
- Так уж мало! 31 страница, включая титульный лист и список литературы (впрочем, там пунктов семь плюс-минус два).
- Пардон, но ведь меньше 50 листов не допускают к защите?
- Когда его к чему не допускали?!
- Даааа. Такое нельзя повторять ни в домашних условиях, ни со страховкой. Это каскадерство высшей пробы!

Короче, рецепт успеха от Вамнепона: берегите внимание, это ценнейшая валюта. Не разменивайтесь на мелочи, отсеивайте неважное и ненужное. Об этом в любой книге по тайм-менеджменту и просто менеджменту (не случайно оптимальное число подчиненных одного ранга близко к этим самым семь плюс-минус два). Выделяйте главное:

Следите за Вамнепоном! Вам не понравится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

SibGameJam

Экспресс-отчет о прошедшем джеме. С пылу с жару и (you guessed it) вам не понравится. Некоторое время назад товарищ по Школе 21 прислал ссы...